Гуляем по Чанаккале

Первым делом нам с Лёхой нужно было найти гостиницу, поскольку по Интернету из Москвы забронировать её не удалось – все отели требовали за сутки вдвое больше, чем стамбульские.

Видимо, потому, что Чанаккале – курорт, и многие отели здесь – с пляжами, за что и дерут. Нам же нужно было просто провести две ночи в отеле, причём,  как можно ближе к центру.

Воспользовавшись информацией из моего путеводителя по Турции, мы нашли центральную площадь Джумхурийет, то есть , – Республиканскую, у самого пролива, рядом с тем местом, где швартуются паромы. Там мы зашли в туристический офис.

Туристические офисы существуют в каждом мало-мальски значимом населенном пункте Турции. Там туристы могут бесплатно взять карты соответствующей местности и получить нужную им информацию. Правда, сотрудники этих офисов зачастую не знают иностранных языков. Мы попросили дать нам адрес какой-нибудь недорогой гостиницы, и нам на выбор предложили два варианта. Одна из гостиниц была совсем близко, и мы отправились туда.

Гостиница Yellow Rose, оправдывая свое название, была радикально-желтого цвета, а  рядом с входом красовался австралийский флаг. Это – не случайно.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Как известно, единственную крупную победу в Первой мировой войне Турция одержала именно у Дарданелл, сорвав в 1915 году попытку Черчилля, тогда Первого лорда английского Адмиралтейства, захватить проливы.

На захват Галиполийского полуострова были брошены войска, состоявшие из австралийских и новозеландских подданных Британской империи. Полегло их во время боев более 160 тысяч, так что теперь весь полуостров усеян солдатскими кладбищами. Австралийцы и новозеландцы приезжают на могилы предков, и, таким образом, между Чанаккале и Океанией установились достаточно крепкие дружеские связи.

Турецкой армией во время этой битвы командовал Мустафа Кемаль-паша, будущий Ататюрк, как раз тогда и завоевавший известность и авторитет, позволившие ему после поражения Османской империи встать во главе патриотического движения за национальную независимость Турции. Так что для турок Дарданеллы – место священное. И событиями 15 года они безумно гордятся.

Я, впрочем, иногда думаю, что если бы план Черчилля был исполнен и проливы захвачены Антантой еще в 1915 году, то и война могла бы закончиться гораздо раньше. А стало быть, не было бы никакой революциии последующих кровавых событий в России. Такова история. Кто-то находит, а кто-то теряет…

НЕМНОГО ГОРОДА

В гостинице нашелся весьма дешёвый номер, правда, на первом этаже и без кондиционера. Закинули вещи, чуть пришли в себя и отправились в город, движимые, в частности, желанием поесть.

При выходе с улицы, на которой стояла «Желтая Роза», на Республиканскую площадь стоит вот такая башня с часами.

Мы решили пройтись по набережной, но, не зная местности, свернули влево, и набережная скоро закончилась. На берегу стояла древняя крепость, занятая в настоящее время турецкими военными.

Мы пошли вдоль стены крепости по совершенно пустынной улице, явно пребывавшей в небрежении. Потом свернули за угол – и неожиданно оказались в центре внимания довольно большого количества людей.

ЛЮДИ

Турецкие дети, вообще, стоило им завидеть Лёху, неизменно изъявляли желание сфоткаться.

Лёха, конечно же, сфотографировал его, а тот начал просить, чтобы ему прислали фотографию. Лёха попытался вкратце объяснить, что такое цифровая фотография, а потом спросил: «У тебя компьютер есть?» На этой улице подобный вопрос был явно риторическим…

А тем временем, вокруг стали собираться другие желающие сфотографироваться, из окон высунулись тётушки и тоже стали нас разглядывать. За их спинами маячили хмурые дядьки. Я понял, что пора отсюда выбираться.  Конечно, нехорошо думать о людях плохо, но я всегда склонен подозревать худшее.

Мы прошли совсем немного, и «гетто» кончилось так же внезапно, как и началось. Снова вокруг был обычный турецкий город.

ОПЯТЬ НЕМНОГО ГОРОДА

Описав большой круг, мы снова вернулись на Республиканскую площадь и, найдя небольшую закусочную, уселись там поужинать. На столиках под стеклом лежали бумажки и салфетки с посланиями благодарных посетителей типа «Пришел, увидел, поел. Ух, и наелся! Имярек из Стамбула».

Выйдя из закусочной, мы двинулись по улице, идущей параллельно набережной. Улица была заставлена какими-то странными предметами, слегка напоминающими гробы.

Затем мы дошли до парка, где гуляли мамы с детишками, и по нему прошли на набережную. Вышли прямо к Троянскому коню, тому, что снимался в фильме про Трою. Съемочная группа оставила его жителям Чанаккале на память.

ПРИВЕТ ОТ БРЭДА ПИТА

Рядом с конем было огороженное место, где играли в баскетбол подростки. За игрой наблюдала довольно большая толпа зрителей, среди которых были странно одетые люди. Приглядевшись, мы обнаружили, что их – очень много, и одеты они в разнообразные национальные костюмы. Потолкавшись среди них, мы услышали речь, похожую на русскую. Это оказались белорусы.

У них мы узнали, что здесь имеет место ежегодный фестиваль народных танцев, а пока они готовятся выступать. (На следующий день автобус этих белорусов с надписью «Пента-Тур» на борту сопровождал нас повсюду – мы видели его и Трое, и даже вблизи пляжа в Гюзельялы, где остановились искупаться).

Мы двинулись по набережной вправо. Народу вдоль моря гуляло множество. На противоположном берегу виднелась громадная надпись в честь событий 1915 года.

На обратном пути за нами увязалась добродушная рыжая собака в ошейнике, похожая на сеттера. Она, похоже, тоже совершала вечерний моцион. В её обществе мы снова подошли к площадке и увидели, что там уже танцуют и поют, и не кто-нибудь, а те самые белорусы.

ТЕКСТ: МИХАИЛ ШАРОВ, переводчик, преподаватель турецкого языка в МГЛУ.

ФОТО: АЛЕКСЕЙ РОМАНОВ

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

1. Отдых под парусом;

2. Как стать капитаном…;

3. Курорты побережья Эгейского моря;

4. Курорты Средиземного моря;

5. Другая Турция. Стамбул;

6. Самостоятельно в Стамбул. Советы.

0 комментариев

Login

Welcome! Login in to your account

Remember me Lost your password?

Lost Password

}); });
    Яндекс.Метрика

By continuing to use the site, you agree to the use of cookies. more information

The cookie settings on this website are set to "allow cookies" to give you the best browsing experience possible. If you continue to use this website without changing your cookie settings or you click "Accept" below then you are consenting to this.